|
Institutional Repository of Polissia National University >
Періодичні видання >
Наукові горизонти >
2019, № 04 (77) >
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://ir.polissiauniver.edu.ua/handle/123456789/11406
|
Название: | Формування екологічної складової державної регіональної фінансової політики |
Другие названия: | Forming ecological component of state regional financial policy Формирование экологической составляющей государственной региональной финансовой политики |
Авторы: | Дорохова, Л. М. Dorohova, L. Дорохова, Л. Н. Куровська, Н. О Kurovska, N. Куровская, Н. А. |
Ключевые слова: | державна фінансова політика state financial policy государственная финансовая политика капітальні інвестиції capital investments капитальные инвестиции охорона довкілля environmental protection охрана окружающей среды збалансований розвиток суспільства balanced development of society сбалансированное развитие общества фінансування природоохоронних заходів financing of environmental protection measures финансирование природоохранных мероприятий |
Дата публикации: | 2019 |
Издатель: | Житомирський національний агроекологічний університет |
Библиографическое описание: | Дорохова Л. М. Формування екологічної складової державної регіональної фінансової політики / Л. М. Дорохова, Н. О. Куровська // Наукові горизонти. – 2019. – № 4 (77). – С.35–43. |
Аннотация: | Обґрунтовано необхідність посилення соціальної відповідальності держави, місцевих громад та бізнесу у вирішенні питань, пов’язаних із забезпеченням достатнього рівня екологічної безпеки суспільства. Відмічено посилення уваги держави до фінансового забезпечення реалізації заходів, спрямованих на охорону природного навколишнього середовища за рахунок державного бюджету. Встановлено, що протягом досліджуваного періоду найбільш витрато місткими у загальній сумі витрат на охорону довкілля країни є переробна промисловість (25,4 %), комунальне господарство (20,7 %), постачання енергії, газу та пари (19,5 %), а також добувна промисловість (20,7 %).
Враховуючи погіршення екологічного стану довкілля в цілому в Україні та окремих регіонах зокрема, зазначено, що особливого значення набуває вдосконалення механізму реалізації державної регіональної фінансової політики у процесі забезпечення належного рівня фінансування екологічних заходів, збалансованого природокористування та збереження навколишнього природного середовища. Акцентовано увагу на тому, що Житомирська область, поряд з іншими регіонами, має подібні екологічні проблеми, такі як засмічення довкілля побутовими відходами, забруднення атмосферного повітря, погіршення якості поверхневих і підземних вод, виснаження сільськогосподарських угідь тощо, а окремі території змушені долати ще й негативні наслідки, спричинені Чорнобильською катастрофою.
Проаналізовано динаміку витрат місцевого бюджету Житомирської області на охорону довкілля та встановлено, що, незважаючи на зростання абсолютних параметрів фінансування, питома вага екологічної складової у загальній структурі витрат є незначною і не перевищує 1%. Визначено, що основними напрямами реалізації державної регіональної політики у галузі охорони природного навколишнього середовища має стати розподіл заходів та відповідних витрат між державним, місцевим, корпоративним та індивідуальним рівнями. Відзначено, що синергетичний ефект від їх поєднання дозволить забезпечити гармонійний розвиток суспільства в умовах глобальних перетворень, підвищенні якості та безпеки життя. The necessity to strengthen the social responsibility of the state, local communities and business in solving the issues connected with ensuring the sufficient level of the society’s ecological safety is substantiated. The increased attention of the state to the financial provision of realizing measures aimed at protecting the natural environment at the expense of the state budget is noted. It is established that during the investigated period, the most cost-effective in the total amount ofenvironmental expenditures of the country is the processing industry (25.4%), communal services (20.7 %), energy, gas and steam supply (19.5%), and also extractive industry (20.7%).
Taking into account the aggravation of ecological state of the environment in Ukraine in general and in certain regions, in particular, it is noted that the improvement of the mechanism of the state regional financial policy in the process of ensuring the proper level of financing of ecological measures, balanced nature use and the natural environment preservation takes on special significance. The emphasis is on the fact that the Zhytomyr region, along with other regions, has similar ecological problems, such as polluting the environment with domestic waste, polluting the air, deteriorating the surface and groundwater quality, depleting agricultural land, etc., and some territories must also overcome negative consequences caused by the Chornobyl accident.
The dynamics of the local budget expenditures of Zhytomyr region for the protection of the environment is analyzed. It is established that, despite the growth of absolute financing parameters, the share of the ecological component in the overall cost structure is insignificant and does not exceed 1%. It is determined that the main directions of implementing the state regional policy in the field of environmental protection should be the distribution of measures and corresponding costs between the state, local, corporate and individual levels. It is noted that the synergistic effect of their combination will ensure the harmonious development of society in the context of global transformations, improving the quality and safety of life. Обоснована необходимость усиления социальной ответственности местных общин и бизнеса в решении вопросов, связанных с обеспечением достаточного уровня экологической безопасности общества. Отмечено усиление внимания государства к финансовому обеспечению реализации мер, направленных на охрану окружающей природной среды за счет государственного бюджета. Установлено, что в течение исследуемого периода наиболее затратными в общей сумме расходов на охрану окружающей среды страны являются перерабатывающая промышленность (25,4%), коммунальное хозяйство (20,7%), поставки энергии, газа и пара (19,5%), а также добывающая промышленность (20,7%).
Учитывая ухудшение экологического состояния окружающей среды в целом по Украине и в отдельных регионах, в частности, указано, что особое значение приобретает совершенствование механизма реализации государственной региональной финансовой политики в процессе обеспечения надлежащего уровня финансирования экологических мероприятий, сбалансированного природопользования и сохранения окружающей природной среды. Акцентировано внимание на том, что Житомирская область, наряду с другими регионами, имеет подобные экологические проблемы, такие, как засорение окружающей среды бытовыми отходами, загрязнение атмосферного воздуха, ухудшение качества поверхностных и подземных вод, истощение сельскохозяйственных угодий и т. д., а отдельные территории вынуждены преодолевать еще и негативные последствия, вызванные Чернобыльской катастрофой.
Проанализирована динамика расходов местного бюджета Житомирской области на охрану окружающей среды и установлено, что, несмотря на рост абсолютных параметров финансирования, удельный вес экологической составляющей в общей структуре затрат незначительна и не превышает 1%. Определено, что основными направлениями реализации государственной региональной политики в области охраны окружающей среды должно стать распределение мероприятий и соответствующих расходов между государственным, местным, корпоративным и индивидуальным уровнями. Отмечено, что синергетический эффект от их сочетания позволит обеспечить гармоничное развитие общества в условиях глобальных преобразований, повышении качества и безопасности жизни. |
URI: | http://ir.znau.edu.ua/handle/123456789/11406 |
ISSN: | 2663-2144 |
Располагается в коллекциях: | 2019, № 04 (77)
|
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
|